«Особенности выполнения практико-ориентированных задач на ОГЭ по математике в 9 классе».

Цель: выявление трудностей в подготовке выпускников 9 класса при решении практико-ориентированных задач.

Задачи:

ü  рассмотреть виды задач;

ü  выбрать наиболее рациональные подходы в подготовке к задачам, используя различные ресурсы

ü  обменяться опытом среди коллег.

 

Оборудование: интерактивная доска, проектор, планшеты.

Ход семинара.

       I.            Вступительное слово.(слайд 1)

       - Эпиграфом нашего семинара я выбрала такие слова:

 

Именно с введением чего-то нового в первую очередь возникает страх. В 2019-2020 учебном году 9 классы впервые будут сдавать экзамен по математике, в Кимах которого произошли изменения в связи с тем, что именно они первые выпускники, кто занимается по новым программам с учетом требований ФГОС с 1 класса.

-Уважаемые коллеги, сегодня мы собрались, чтобы обсудить, как ведется подготовка к экзаменам в 9 классе в новом формате, т.е. конкретно по заданиям 1-5. (слайд 2)

Актуальность нашего семинара очевидна. В самом начале года мы знали об изменениях, но не имели под рукой эти задания, кроме тех, что были в демоверсии. В конце октября в продаже появились сборники под редакцией Ященко в 50 вариантах. Там к сожалению, рассматриваются не все типы задач. Другие типы заданий можно найти в сборнике ФИПИ (36 вариантов), а также в интернете.

     Что же мы имеем на данный период времени? В этом месяце совсем недавно были проведен диагностический срез по подготовке к ОГЭ в 9 классах в филиалах и самой школе. Результаты вы видите в таблице (слайд 3). Очень печальный результат. Он конечно понятен только учителям математики, кто сам ощутил всю «прелесть» данных заданий.  Учителю приходится тратить не мало времени, чтобы решить эти задачи. Но даже не слабому ученику естественно еще больше времени потребуется на экзамене, а уж что говорить о слабых? Но нам остаётся смириться и терпеливо развивать у выпускников умение и навыки в решении этих задач.

 

Какие же трудности возникают при решении этих заданий:

1)     вычисления (причем действия с десятичными дробями, округления, прикидка, перевод из одной величины в другую, вычисление процентов)

2)     знание и применение формул (формула пути, площади прямоугольника, длины окружности, площади круга, правильное выражение одной величины через другую)

3)     геометрические понятия и теоремы (в частности теорема Пифагора, понятие тангенса)

4)     работа с графиками, таблицами

5)     сравнение величин

6)     работа с информацией и правильное осмысление текста задачи.

   II.            Типы задач и основные формулы.

- На данный момент я нашла 11 видов задач:

Ø  Участок (домохозяйство)

Ø  План квартиры

Ø  Террасы

Ø  Шины

Ø  Минуты(гигабайты)

Ø  Движение по трассе(проселочной дороге)

Ø  Печи

Ø  Теплицы

Ø  Метро

Ø  Страхование

Ø  Формат листа

    Мы постараемся максимально разобраться в трудностях, которые вызывают эти задачи. Рассмотрим решения данных задач. Сегодня поделятся своим опытом с нами: Леонова Любовь Петровна, Бажина Ольга Петровна, Финютина Людмила Ивановна, Тюрина Галина Николаевна, Малина Нина Петровна, Лисицына Галина Григорьевна, Мурзина Валентина Ивановна, Корчагина Наталья Сергеевна, Парамзина Татьяна Владимировна.

На данный момент с учащимися мы разобрали 6 видов задач. Сама я разобрала 9 задач. Самыми приятными для учеников являются задачи с участками и квартирами. Но в них тоже есть свои нюансы. Если ребенок невнимательно прочтёт текст, не учтёт масштаб, то получит в итоге неправильный ответ даже в самой простой задаче (например, найти ширину окна, или площадь).  При выполнении таких заданий очень важно внимательно прочитать условие, не упустив важные факты и суть поставленного вопроса.

В рассмотренных типах задач многие задания перекликаются. Например, в квартирах считаем площадь комнаты и укладываем плитку, также и на участке, также и в теплицах. В этих же заданиях мы считаем проценты. 

Но есть задачи, решение заданий в которых зависит от предыдущих. Это касается задачи с террасами. При неправильном вычислении посевной площади, все остальные задания будут с ошибками.

Работа с задачами по услугам связи требует работы с двойным графиком, где важны такие качества как сосредоточенность, внимательность, хорошие навыки счёта. Большие объемы счёта не только в этой задаче, но и в задаче на шины. На первый взгляд они вызывают отторжение, при рассмотрении конечно же уже не так кажутся сложными, но сколько же надо считать! Хотя практически все задания в этой задаче решаются по одному алгоритму, что конечно же легче для запоминания у учащихся.

III.            Средства и ресурсы для подготовки

Со своими учениками я  использую все доступные средства, различные сайты, сборники ОГЭ (Ященко 36 вариантов).  А также:

Один день в неделю (пятница) я выделила для подготовки к ОГЭ. Часто разбираем задания в парах. Для этого я использую раздаточный материал. Также можно его использовать для подготовки домашних заданий.

 Материалы я ищу в интернете, и создаю карточки. Очень полезными сайтами считаю:

https://math-oge.sdamgia.ru/

https://4ege.ru/gia-matematika/58893-trenirovochnye-varianty-oge-2020-po-matematike.html

https://www.time4math.ru/oge

Также для наглядности можно пользоваться презентациями.

Очень нравится видео-разборы задач, которые можно смотреть как в интернете, так и скачать себе на случай, если интернет не работает или отсутствует вообще. Способ скачивания такой:

1)     В поисковой строке набираем интересующую нас задачу.

2)     Нажимаем на просмотр в Ютюбе.

3)     Далее в строке ссылки добавляем две английские строчные буквы ss  и нажимаем на Enter.

4)     Далее нажимаем кнопку Скачать на МР4 плейер.

Всё это помогает в разборе заданий, облегчает нам труд, не всегда можно изобразить что-то на доске, а на видео очень хорошо показано, объясняется доступным языком. И можно дома посмотреть еще раз объяснение, т.к. не все имеют одинаковое восприятие.

 IV.            Обмен опытом коллег.

- Хотелось бы сегодня выслушать и других коллег, чтобы вы поделились своим опытом в подготовке практико-ориентированных задач.

(опытом делятся: Караваева Нина Ивановна, ….)

    V.            Решение наиболее трудных задач.

- В каждом деле важна практика. И ценность нашего сегодняшнего семинара будет потеряна, если мы сами не выступим в роли учеников. Давайте ощутим себя в той же ситуации, в которой они находятся при виде таких задач впервые.

- У вас на столе Задача с метрополитеном. Выполним предлагаемые задания. Работаем группой. (после выполнения заданий, проверяем с решениями на интерактивной доске).

Делаем выводы, а также считаем затраченное время.

 VI.            Итоги семинара.

- Как мы знаем, итоговая аттестация по математике в 9 классе в этом году будет проходить 9 июня (вторник). У нас ещё есть время, чтобы «натаскать» учащихся по этим задачам. Пусть не по всем 5-ти, но хотя бы три задания они должны выполнить.

 Подводя итоги сегодняшней встречи, хочется порекомендовать коллегам:

Ø  уделять на каждом уроке повторению материала (того, который используется в задачах);

Ø   каждый урок задавать на дом в дневнике. ру разбирать одну задачу (файл с готовым решением)

Ø   на флэш-носитель детям сбросить видео-файлы с разбором задач, вызывающих наибольшее затруднение (теплицы, шины и т.д.).

Ø  проводить раз в две недели зачёт по заданиям.

Как бы мы не сопротивлялись, как бы мы не боялись нововведений, всё равно учитель – это человек, который всё выдержит, сам научится и детям постарается донести.  И хочется закончить наш семинар такими словами: Дойдя до конца, люди смеются над страхами, мучившими их в начале. 

(Пауло Коэльо)

 

VII.            Рефлексия

- А сейчас я попрошу вас по очереди, по цепочке сказать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося семинара или результаты взаимодействия.

Спасибо всем участникам семинара!

 

 

Сопровождающая презентация