Сценарий урока:

 I.Приветствие. Мотивация. ( 1 мин).

 - Добрый день, друзья! Я рада вас видеть! Пусть этот урок принесет нам радость общения!  Желаю нам всем  успехов!  Итак, начинаем.

  Конфуций  говорил:«  Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно…» Что он имел в виду?

( дети высказываются)

- Надеюсь, что ваши  размышления не будут расходиться с вашими знаниями. А вспомнить то, что вы знаете, поможет нам следующая картинка.

II. Актуализация опорных знаний.(6 мин.)

-  К нам  «прилетело» облако слов. Что за слова вы видите на нем? Выбираем слово и  объясняем. ( Учащиеся выбирают по слову и говорят все, что знают о нем). 

- Вам на домашнее задание было задано составить вопросы по пройденной теме. Давайте узнаем, что у вас получилось?

( Идет опрос по вопросам : « Почему…, Как…. Что будет,если…., Правильно ли я понял….)

-  Молодцы!

III. Формулировка темы и целей урока. ( 1 мин.)

 - А как вы думаете, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?

( выполнять действия с положительными и отрицательными числами).

- А зачем? ( Чтобы закрепить знания, написать хорошо контрольную работу, чтобы не было трудностей  дальше).

Открываем тетради и записываем тему урока:

Мир положительных и отрицательных чисел.

IVУстная работа (фронтальная работа с классом) (7 мин).

1. Игра « Пазлы»

Собери  пазл и узнаешь, когда и где появились отрицательные числа?

 (Китай). 

Ни египтяне, ни вавилоняне, ни даже древние греки чисел этих не знали. Впервые с отрицательными числами столкнулись китайские ученые (2в. До н. э. ) в связи с решением уравнений. Однако знаки «+» или « - » тогда не употреблялись, а изображали положительные числа красным цветом, а отрицательные — черным, называя их «фу».

 

2.  Задание № 1( устно). Найди ошибку:

а)  - 12 + ( - 18)   = - 30

 

б)  - 45 + 34        =  79

 

в)  - 5 + 50           =  45

 

г) - 56 + ( - 24)     =  80

 

( Фронтальная работа с классом. Дети высказываются с места, учитель исправляет, затем по готовым ответам проверяем.)

-   А в какой стране называли положительные числа «Имущество», а отрицательные «Долг»? ( Индия)

Индийские математики Брахмагупта (7в. ) и Бхаскара (8в. ) с помощью положительных чисел выражали «имущество», а с помощью отрицательных — «долг». Они составили правило действия для этих чисел. Однако долгое время отрицательные числа считали ненастоящими, фиктивными, абсурдными. Даже Бхаскара, который пользовался этими числами, писал: «Люди не одобряют отрицательных чисел» .

V. Основной этап ( практический). (15 мин.)

1.  Задание № 2. Заполните пропуски:

А) 8,5 +       = 6

Б)        - ( -0,7) = 1,4

В) – 3,64        3,64  = 0

Г) – 4,7 -        = 10

 

( Один ученик выходит к доске),  остальные работают в паре, можно обсуждать, исправлять друг друга. Затем идет проверка у доски. Ученик выходит и оценивает работу с помощью смайликов. После всего, открываются  правильные ответы.

2. Решите уравнения: ( сначала работают на месте, а потом два человека вызываю к доске, проверяем)

 

3. Историческая страничка.

 

Рене Декарт ( 17в.)  - французский математик предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел координатную прямую.  Благодаря ему отрицательные числа приобрели « право гражданства»

  - Какой  ученый отрицательные числа он называл как «лишнее, чем ничто» и говорил, что «нуль находится между истинными и абсурдными числами»?

Задание 3. Расположите в порядке убывания числа и узнаете имя ученого:

- 7,89    - |- 12|,     - 35,   | - 40|,  0,   123,    6, 8

М. Штифель (16в.).

- Посмотрите внимательно на числа. Какие они?

( Положительные, отрицательные, целые, натуральные, дробные…..) У этих чисел у всех есть одно название…. Они называются Рациональными. Ну это мы будем изучать позже.

 

 VI. Физкультпауза (1мин.)

Под музыку проводим  гимнастику для глаз и упражнения для улучшения мозгового кровообращения

1. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад.

2. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до  пяти. Повторить 4-5 раз.

3. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

VII. Тест с последующей проверкой ( 10 мин)

  - Отдохнули, а теперь снова за работу!

- У вас на партах лежат тесты. На выполнение дается вам 10 минут. Отмечаем правильный ответ меткой в кружочке.

Учащиеся выполняют тест (по вариантам, 4 варианта, дифференцированные).

VIII.Итоги, рефлексия. ( 3,5 мин)

 

1. Взаимоконтроль и самооценка.

После истечения времени обменяться тестами для проверки по готовым ответам на доске.  И выставляют оценку товарищу, участвуя в роли «эксперта»:

 0 ошибок –  «5»

1 ошибка –  «4»

2 ошибки –  «3»

Более 2 ошибок – Тебе надо еще раз повторить тему».

После урока тесты сдать на проверку учителю.

 2. Рефлексия

 

- На экране вы видите «дерево»  знаний. На улице уже весна, и хочется, чтоб поскорее все вокруг стало зеленым и красивым!  Ну и наше дерево после сегодняшнего урока должно «зацвести». А какие цветы на нем  увижу, я хотела бы спросить вас? Выберите подходящее для вас утверждение и отправьте свой цветок на ветку нашего дерева.

Дети выходят и помещают свой «цветок» на  дерево»:

(Мне было все понятно и интересно на уроке....

Есть вопросы, которые еще до конца не понял (а)...

Обычный урок, ничего особенного...)

- Я хочу поблагодарить вас за плодотворную работу на уроке и пожелать вам хороших результатов на контрольной работе.

IX. Домашнее задание ( 1 мин).

Тем, кто не уверен, что очень хорошо усвоил тему, можно еще раз  потренироваться  на сайте Интернетурок или

на сайте http://www.matematika-na.ru/6class/mat_6_33.php


2.     Творческое:  подготовить про историю возникновения отрицательных чисел, придумать свои задания для действий с положительными числами( выбираем одно какое-нибудь задание)

  

 Есть, науки хороши

Для развития души,

Их и сами все вы знаете, конечно.

Для развития ума предназначена она -

Математика.

Это было, это будет, это вечно!

 СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!