I.Приветствие. Мотивация. ( 1 мин).
- Добрый день, друзья! Я рада вас видеть! Пусть этот урок принесет нам радость общения! Желаю нам всем успехов! Итак, начинаем.
Конфуций говорил:« Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно…» Что он имел в виду?
( дети высказываются)
- Надеюсь, что ваши размышления не будут расходиться с вашими знаниями. А вспомнить то, что вы знаете, поможет нам следующая картинка.
II. Актуализация опорных знаний.(6 мин.)
- К нам «прилетело» облако слов. Что за слова вы видите на нем? Выбираем слово и объясняем. ( Учащиеся выбирают по слову и говорят все, что знают о нем).
- Вам на домашнее задание было задано составить вопросы по пройденной теме. Давайте узнаем, что у вас получилось?
( Идет опрос по вопросам : « Почему…, Как…. Что будет,если…., Правильно ли я понял….)
- Молодцы!
III. Формулировка темы и целей урока. ( 1 мин.)
- А как вы думаете, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке?
( выполнять действия с положительными и отрицательными числами).
- А зачем? ( Чтобы закрепить знания, написать хорошо контрольную работу, чтобы не было трудностей дальше).
Открываем тетради и записываем тему урока:
Мир положительных и отрицательных чисел.
IV. Устная работа (фронтальная работа с классом) (7 мин).
1. Игра « Пазлы»
Собери пазл и узнаешь, когда и где появились отрицательные числа?
(Китай).
Ни египтяне, ни вавилоняне, ни даже древние греки чисел этих не знали. Впервые с отрицательными числами столкнулись китайские ученые (2в. До н. э. ) в связи с решением уравнений. Однако знаки «+» или « - » тогда не употреблялись, а изображали положительные числа красным цветом, а отрицательные — черным, называя их «фу».
2. Задание № 1( устно). Найди ошибку:
а) - 12 + ( - 18) = - 30
б) - 45 + 34 = 79
в) - 5 + 50 = 45
г) - 56 + ( - 24) = 80
( Фронтальная работа с классом. Дети высказываются с места, учитель исправляет, затем по готовым ответам проверяем.)
- А в какой стране называли положительные числа «Имущество», а отрицательные «Долг»? ( Индия)
Индийские
математики Брахмагупта (7в. ) и Бхаскара (8в. ) с помощью положительных чисел выражали «имущество», а с помощью отрицательных — «долг». Они составили правило действия для этих чисел. Однако
долгое время отрицательные числа считали ненастоящими, фиктивными, абсурдными. Даже Бхаскара, который пользовался этими числами, писал: «Люди не одобряют отрицательных чисел» .
V. Основной этап ( практический). (15 мин.)
1. Задание № 2. Заполните пропуски:
А) 8,5 + = 6
Б) - ( -0,7) = 1,4
В) – 3,64 3,64 = 0
Г) – 4,7 - = 10
( Один ученик выходит к доске), остальные работают в паре, можно обсуждать, исправлять друг друга. Затем идет проверка у доски. Ученик выходит и оценивает работу с помощью смайликов. После всего, открываются правильные ответы.
2. Решите уравнения: ( сначала работают на месте, а потом два человека вызываю к доске, проверяем)
3. Историческая страничка.
Рене Декарт ( 17в.) - французский математик предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел координатную прямую. Благодаря ему отрицательные числа приобрели « право гражданства»
- Какой ученый отрицательные числа он называл как «лишнее, чем ничто» и говорил, что «нуль находится между истинными и абсурдными числами»?
Задание 3. Расположите в порядке убывания числа и узнаете имя ученого:
- 7,89 - |- 12|, - 35, | - 40|, 0, 123, 6, 8
М. Штифель (16в.).
- Посмотрите внимательно на числа. Какие они?
( Положительные, отрицательные, целые, натуральные, дробные…..) У этих чисел у всех есть одно название…. Они называются Рациональными. Ну это мы будем изучать позже.
VI. Физкультпауза (1мин.)
Под музыку проводим гимнастику для глаз и упражнения для улучшения мозгового кровообращения
1. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад.
2. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
3. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
4. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
VII. Тест с последующей проверкой ( 10 мин)
- Отдохнули, а теперь снова за работу!
- У вас на партах лежат тесты. На выполнение дается вам 10 минут. Отмечаем правильный ответ меткой в кружочке.
Учащиеся выполняют тест (по вариантам, 4 варианта, дифференцированные).
VIII.Итоги, рефлексия. ( 3,5 мин)
1. Взаимоконтроль и самооценка.
После истечения времени обменяться тестами для проверки по готовым ответам на доске. И выставляют оценку товарищу, участвуя в роли «эксперта»:
0 ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
Более 2 ошибок – Тебе надо еще раз повторить тему».
После урока тесты сдать на проверку учителю.
2. Рефлексия
- На экране вы видите «дерево» знаний. На улице уже весна, и хочется, чтоб поскорее все вокруг стало зеленым и красивым! Ну и наше дерево после сегодняшнего урока должно «зацвести». А какие цветы на нем увижу, я хотела бы спросить вас? Выберите подходящее для вас утверждение и отправьте свой цветок на ветку нашего дерева.
Дети выходят и помещают свой «цветок» на дерево»:
(Мне было все понятно и интересно на уроке....
Есть вопросы, которые еще до конца не понял (а)...
Обычный урок, ничего особенного...)
- Я хочу поблагодарить вас за плодотворную работу на уроке и пожелать вам хороших результатов на контрольной работе.
IX. Домашнее задание ( 1 мин).
Тем, кто не уверен, что очень хорошо усвоил тему, можно еще раз потренироваться на сайте Интернетурок или
на сайте http://www.matematika-na.ru/6class/mat_6_33.php
2. Творческое: подготовить про историю возникновения отрицательных чисел, придумать свои задания для действий с положительными числами( выбираем одно какое-нибудь задание)
Есть, науки хороши
Для развития души,
Их и сами все вы знаете, конечно.
Для развития ума предназначена она -
Математика.
Это было, это будет, это вечно!
СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!
МБОУ Сосновская СОШ №1,
Тамбовская область, р.п. Сосновка,
ул. Красноармейская
, д.2
You can do it, too! Sign up for free now at https://www.jimdo.com